Использование электронных таблиц Microsoft Office Excel для автоматизации вычислений показателей деятельности медицинской организации
Статистика – это отрасль знаний, наука, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения, мониторинга и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.
Задачи статистической науки:
- Постоянные (долговременные):
а) обеспечить органы управления государством, регионами, отраслями и отдельными предприятиями своевременной полной и достоверной информацией, необходимой для принятия решений;
б) информировать общественность о явлениях и процессах, происходящих в обществе.
- Актуальные задачи, формирующиесяисходя из потребности общества и экономики на современном этапе:
а) получение объективной информации о деятельности хозяйственных структур;
б) создание автоматизированных баз данных о деятельности текущих хозяйственных структур с возможностью санкционированного доступа к ним для получения информации, необходимой для решения текущих хозяйственных задач;
в) прогнозирование развития важных социально-экономических процессов и явлений;
г) распространение выборочных обследований во всех секторах общественной и экономической жизни;
д) проведение организационно-методологической работы по постепенному переходу на систему национальных счетов.
Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время данный термин употребляется в следующих значениях:
а) отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни;
б) цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;
в) отрасль знания, особая научная дисциплина, соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.
Медицинские работники изучают санитарную статистику.
Статистика санитарная — отрасль статистики, изучающая количественные закономерности состояния и динамики здоровья населения и системы здравоохранения, а также разрабатывающая методы статистического анализа клинических и лабораторных данных. Санитарная статистика собирает, накапливает и анализирует информацию, связанную со здравоохранением, является основой системы учета и отчетности. Она является одним из методовсоциальной гигиены.В последнее время ее все чаще называют медицинской статистикой.
Задачи санитарной статистики:
- определение уровня и сдвигов в здоровье отдельных групп населения;
- оценка влияния социально-биологических факторов на здоровье населения;
- анализ данных о сети, кадрах, деятельности лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ);
- определение эффективности лечебно-профилактических мероприятий;
- использование статистических методов в экспериментальных, клинико-биологических, социально-гигиенических исследованиях.
Основные разделы санитарной статистики (статистики здравоохранения):
- статистика лечебно-профилактической помощи взрослому населению;
- статистика службы охраны материнства и детства;
- статистика санитарно-профилактической службы;
- статистика медицинских кадров и т. д.
Источниками данных санитарной статистики являются:
- первичная учетная медицинская документация,
- статистическая отчетность,
- единовременные учеты,
- лабораторные и клинические выборочные и специальные обследования.
Государственная отчетность по здравоохранению позволяет количественно охарактеризовать изменение здоровья населения.
Раздел санитарной статистики, включающий вопросы получения, обработки, анализа статистической информации о сети, штатах и деятельности лечебно-профилактических учреждений, называется статистикой здравоохранения. Статистика здравоохранения отражает не только состояние материальной базы ЛПУ и кадров, работающих в ней, но и уровень технологии лечебно-профилактического обслуживания населения.
Деятельность лечебно-профилактических учреждений учитывается статистической документацией, утвержденной приказом МЗ СССР №1030 (1980 г.). Согласно ему все формы медицинской документации разделены на 7 групп: только для стационара; только для поликлиники; для стационара и поликлиники; для других лечебно-профилактических учреждений; для учреждений судебно-медицинской экспертизы; для станции переливания крови; для санитарно-профилактических учреждений.
Медицинские учетные документы делятся на две группы, предназначенные для различных целей:
1. Медицинская технологическая документация — «Медицинская карта стационарного больного» (ф. №003/у), «Медицинская карта амбулаторного больного» (ф. №025/у), «История развития ребенка» (ф. №112/у) и др.
2. Документация, регистрирующая деятельность учреждения по его подразделениям и функциональной направленности — «Книга записи вызовов на дом» (ф.№031/у), «Контрольная карта диспансерного наблюдения» (ф. №030/у), «Дневник работы врача» (ф. № 039/у), «Журнал приема и отказов в госпитализации» (ф. № 001/у), «Листок учета движения больных и коечного фонда стационара» (ф. № 007/у), «Сводная ведомость учета движения больных и коечного фонда по стационару» (ф. № 016/у), «Статистическая карта выбывшего из стационара» (ф. № 066/у) и другие.
Для анализа работы лечебно-профилактического учреждения может быть рекомендована следующая схема:
- показатели организации медицинского обслуживания;
- показатели профилактической работы;
- показатели диагностической работы;
- показатели лечебной работы;
- оценка преемственности между поликлиникой и стационаром;
- медико-демографические показатели здоровья населения;
- показатели административно-хозяйственной, экономической деятельности, включая эффективность использования материально-технической базы ЛПУ.
Основные показатели, определяющие деятельность лечебно-профилактических учреждений и фельдшерско-акушерских пунктов:
- удельный вес посещений ЛПУ населения;
- охват населения целевыми осмотрами для выявления туберкулеза;
- охват диспансерным наблюдением;
- среднегодовая занятость койки;
- средняя длительность пребывания больного на койке;
- оборот койки;
- больничная летальность и т. д.
Вообще, полученные показатели являются результатом профессиональной деятельности медицинской организации.
Для вычисления показателей используют следующие формулы:
Общий коэффициент рождаемости |
|
Общий коэффициент смертности |
|
Общий коэффициент естественного прироста |
Общий коэффициент рождаемости – Общий коэффициент смертности |
Общий коэффициент миграционного прироста |
бщий коэффициент прибывших – Общий коэффициент выбывших |
Коэффициент общего прироста |
Dкоэффициент естественного прироста — коэффициент миграционного прироста |
Мертворожденность |
|
Младенческая смертность |
|
Перинатальная смертность |
|
Ранняя неонатальная смертность |
|
Поздняя неонатальная смертность |
|
Больничная летальность |
|
Показатель досуточной летальности |
|
Структура первичной заболеваемости |
|
Общая заболеваемость (распространенность, болезненность) |
|
Первичная заболеваемость (по обращаемости) |
|
Среднегодовая занятость койки |
|
Оборот койки |
|
Фертильность (плодовитость) |
|
Для представления результатов медицинской профессиональной деятельности возможно использование приложений общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access.
Для автоматизации вычислений показателей деятельности ЛПУ рассмотрим использование программы электронные таблицы Microsoft Excel.
В диапазон ячеек А1:В5 внести данные. В ячейки Е2:Е4 внести соответственно формулы для вычисления показателей деятельности стационара.
Адресной ссылке В5 соответствует число койко-дней, (В2+В3) – число выбывших больных, В3 – число умерших больных.
Таблица динамичная, то есть при изменении исходных данных, показатели автоматически изменяются.
Таблица представлена с отображенными формулами, и она же с вычисленными показателями.
Аналогично внести в таблицу исходные данные и формулы для вычисления показателя смертности и структуры причин смертности.
Адресной ссылке В3 соответствует число умерших за год, В2 – численность населения города, В5, В6, В7, В8 – соответственно причины смертности
Таблица с отображенными формулами, она же с вычисленными показателями и круговой диаграммой структуры причин смертности для визуализации данных.
Таблица также динамичная, так как при изменении исходных данных изменяются показатели и соответственно показатели.
Таким образом, использование электронных таблиц Microsoft Excel для представления результатов медицинской профессиональной деятельности упрощает работу по созданию отчетной документации.
Литература
- Малая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1960. — Т.8. — С. 1090.
- Большая медицинская энциклопедия// http://бмэ.орг/index.php/СТАТИСТИКАСАНИТАРНАЯ
- Википедия — свободная энциклопедия// https://ru.wikipedia.org/wiki
- Гилярова Г. М. математика для медицинских колледжей. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 442.
- Приказ Минздрава РФ от 30.12.2002 N 413 «Об утверждении учетной и отчетной медицинской документации» // http: // www.consultant.ru / document / consdoc LAW 79088 /
Интерактивная визуализация данных для анализа показателей здоровья по данным истории болезни будет полезна не только доктору, но и самому пациенту. Ведь в первую очередь именно пациент несет ответственность за состояние своего здоровья.
Визуализация данных анализов по истории болезни в Excel
Для того чтобы разобраться с принципом действия шаблона медицинского дашборда в Excel, сначала моделируем ситуацию.
У нас имеются исходные данные полученные из истории болезни пациента за период 1 месяц (ноябрь 2020-го года). Необходимо заполнить таблицу в шаблоне, чтобы на главном листе дашборд визуализировал определенные базовые показатели состояния здоровья пациента.
В медицинском дашборде предоставляется возможность группировать данные ежедневных значений в периоды до 7-ми дней (например, по неделям или по 5 дней, а минимум – 1 день), чтобы получать их средние значения. Это позволит не допустить так называемого статистического «шума», а также отфильтровать статистические выбросы.
Таблица для заполнения шаблона находится на листе «Data». И состоит из 17-ти столбцов:
- DATE – текущий день в истории.
- DAY – день недели.
- BRAIN – показатели состояния головного мозга (уровень 5 – отлично, 1 – очень плохо).
- LUNGS – показатели уровня состояния легких по пятибалльной системе оценки.
- HEART – показатели здоровья сердца.
- STOMACH – состояние желудочно-кишечного тракта.
- KIDNEY – текущее состояние почек.
- SYSTOLIC – систолическое артериальное давление.
- DIASTOLIC – значения дистонического давления.
- CELSIUS – температура тела по Целсию.
- PULSE — среднесуточный показатель количества ударов сердца в минуту.
- LEUKOCYTES – количество пунктов отклонения от нормы лейкоцитов в крови (значение 0 – значит в норме, -3 отклонение в сторону снижения от нормы, 3 – выше нормы).
- GLUCOSE – уровень глюкозы в крови.
- HEMOGLOBIN – уровень отклонения от нормы показателя гемоглобина.
- CHEERFULNESS – результаты тестов бодрости.
- STRESS – уровень стресса пациента.
- REACTION – показатели неврологической реакции пациента.
Все данные о истории болезни из таблицы, формулами выборки передаются и обрабатываются на листе «Processing»:
Далее после выборки обработки данные истории состояния здоровья презентуются на главном листе «DASHBOARD».
Инструкция по работе с визуальным анализом на дашборде
Все 15 показателей состояния здоровья пациента визуализируются на дашборде:
Как прочитать данный дашборд? Для примера начнем анализ состояния пациента по визуализации данных в направлении слева на право.
Инфографика в виде силуэта ауры человека информирует нас о том, что в целом состояние здоровья пациента ниже среднего уровня. Доля состояния работы органов, требующих внимания – больше 50%.
Рядом с аурой находятся шкалы уровней состояния 5-ти органов:
Каждому уровню присвоен свой цвет, и он соответствует цветам ауры. Максимальный уровень 5 обладает самым светлым цветом, а минимальный это 1 – самый темный оттенок (наихудший показатель).
Обок справа находятся значения:
- температуры;
- систолического и дистонического артериального давления;
- показатели среднесуточного пульса.
А также 3 шкалы – это состояния уровней показателей крови (повышенный/пониженный и 0-норма белый квадрат):
По общему анализу крови можно сразу определить здоров и или болен человек. Нет ни одной болезни которая не повлияла на состояние крови пациента. По крови человека можно определить много данных о его здоровье и самочувствие. В данном примере рассматриваются 3 самых главных показателей крови:
Лейкоциты (L) – это белые кровяные тела, которые идеально убивают вирусы и бактерии:
- выше нормы – идет борьба с бактериями и вирусами;
- ниже нормы – иммунная система ослаблена.
Глюкоза (G) – энергетический источник для клеток:
- выше нормы – нарушен обмен веществ;
- ниже нормы – нарушается работа головного мозга и нервной системы.
- Гемоглобин (H) – это белок который транспортирует кислород от легких:
- выше нормы – повышена густота и вязкость крови;
- ниже нормы – недостаток железа и кислорода в организме человека.
Выше находится пульт отключения и влечения показателей состояния органов в визуальном анализе на дашборде:
Если иконка органа не подсвечивается цветом, а только лишь темная (как в данном случае на рисунке выключены легкие и почки) – значит данные по этому органу исключены из анализа текущего состояния пациента.
Ниже находятся 3 диаграммы отображающие психологическо-неврологическое состояние пациента по результатам тестов:
- Бодрость.
- Уровень стресса.
- Физическая реакция пациента.
В современной медицине не менее важно оценивать, отслеживать и улучшать показатели психоневрологического состояния. Позитивотерапия активно набирает популярность и уже успешно себя зарекомендовала. Перенастрой настроения пациента позволяет естественным и натуральным образом побудить выработку правильных жизненно важных гормонов.
Не зря еще древние йоги называли гармонные железы энергетическими центрами. Укрепляется психика человека, появляются новые силы для борьбы с болезнями.
Холистических подход в медицине сегодня позволяет повысить шансы выздоровление более чем на 30% без побочных эффектов. Важно отметить, что данный результат достигается без медикаментозного вмешательства, которое в 100% случаях дает побочные эффекты – так как любые медикаменты и фармацевтические препараты вредны для здоровья человека.
В самой правой части дашборда находится таблица, которая представляет собой временную шкалу с интерактивным курсором:
Интерактивный элемент управления курсором «счетчик» с левой стороны, позволяет перемещать курсор по шкале для выбора диапазона дат из истории болезни для анализа на дашборде.
Второй интерактивный элемент с права позволяет управлять размером курсора устанавливая таким образом охват диапазона выбранных дат. В данном случае это 3 дня – как показано на рисунке (максимально – 7 дней, а минимум – 1 день). Значит все значения на дашборде – это средний показатель за выбранный учетный период.
И наконец последний график – это отображение наличия дней с плохими показателями уровня состояния здоровья органов:
Данный график следует читать так:
- Если нет плохих показателей тогда только один самый светлый тон цвета.
- Если имеются кроме хороших и плохие показатели тогда светлый тон плюс темные цвета плохих с их долей по отношению к количеству.
- Если нет ни одного хорошего показателя тогда нет самого светлого тона цвета (как например в воскресенье на рисунке).
Не смотря на то что данные дашборда группируются путем расширения диапазона курсора (до 7-ми дней) благодаря данном графику можно в разрезе контролировать каждый день группы, чтобы не упустить особенные дни требующие внимания. Тогда можно уменьшить диапазон дат выбранных курсором до 1-го дня и детально проанализировать только один день по всем 15-ти показателям на медицинском дашборде.
Данный дашборд не является идеальным решением, но побуждает к новым идеям в области визуализации данных медицинских анализов:
Скачать медицинский дашборд для визуализации анализов пациента в Excel
Данный шаблон дашборда не станет идеальным инструментом, но побуждает интерес для модернизации и доработки. Он может послужить неплохим прототипом для настоящего программного продукта в сфере здравоохранения. Именно поэтому в нем не используются макросы, а все таблицы с обработкой формулами детально подписаны заголовками и комментариями. Используйте свободно данный прототип для реализации лучших идей в области визуализации данных для медицины.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОЛОМЕНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Рассмотрено
На заседании ЦМК
Общеобразовательных дисциплин
Протокол №
Председатель ЦМК:
«Утверждаю»
Зам. Директора
по учебной работе
«____»___________2014
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по предмету «Компьютерная грамотность»
Тема: “Визуализация медицинской статистической информации средствами табличного процессора Microsoft Excel и системы создания презентаций Microsoft Power Point”
(для преподавателей и студентов)
Специальность:
«Лечебное дело»
«Фармация»
«Сестринское дело»
Преподаватель: Косяков Юрий Викторович
КОЛОМНА
2014 г
Содержание |
Стр. |
Мотивация |
|
Методика и оборудование необходимое для проведения урока |
|
План проведения занятия, необходимые средства ТСО, цели занятия |
|
Ход занятия |
|
Требования к уровню знаний студентов |
|
Лекционная часть урока |
|
Ход выполнения урока |
|
Приложение Интерактивная презентация «Диаграммы» |
|
Задания для самостоятельной работы |
Мотивация
В любой сфере деятельности существует множество задач, в которых исходные данные и результаты должны быть представлены в графической форме. Умение наглядно представлять информацию в виде графиков и диаграмм — неотъемлемая часть современного образования. При решении различных задач, подготовке отчетов по различным предметам, выполнении творческих заданий нередко возникает необходимость графического представления числовых данных. Основное достоинство такого представления — наглядность. Электронные таблицы MS Excel предоставляют большой набор возможностей по графическому представлению данных в виде диаграмм и графиков
Предмет: «Компьютерная грамотность»
ТЕМА: «Визуализация медицинской статистической информации»
Тип занятия: практическое занятие
Цели занятия:
Образовательная и развивающая цель
Студенты должны приобрести умения и навыки, необходимые для сознательного и прочного усвоения знаний, связанных с информационными процессами. Полученные знания, умения и навыки способствуют не только общему умственному развитию, но и развитию творческого мышления.
Воспитательная цель
При обучении студентов информатике реализуется благодаря огромному мировоззренческому воздействию на обучаемого, которое формируется
с помощью осознания возможностей ИКТ в развитии общества. Вклад информатики в научное мировоззрение обучаемых определяется формированием представления об информации как одном из трех основных понятий современной науки: веществе, энергии и информации. Изучение информатики приводит к формированию умений рационально
выполнять работу, критически оценивать полученный результат, прогнозировать ход учебного эксперимента, развивать силу воли при решении задач и т. д.
Практическая цель
При обучении студентов информатике состоит в формировании знаний, умений и навыков, которые помогут обеспечить подготовку к будущей трудовой деятельности в информационном обществе, а также подготовить обучаемых к сознательному и грамотному использованию ИКТ в повседневной жизни.
1. Познакомить студентов с возможностью применения диаграмм и презентаций в обработке и представлении в более удобной и наглядной форме медицинской статистической информации (на примере статистических данных по заболеваемости гепатитом А в Московской области в 1999-2003 годах)
2. Сформировать навыки работы с «Мастером диаграмм» Microsoft Excel, системой создания презентации Microsoft Power Point.
3. Усилить интерес к предмету информатике и медицине
Время проведения: 4 часа (два практических занятия)
Место проведения: компьютерный кабинет
Оснащение: класс ПК IBM PC, программное обеспечение: программы: операционная система Microsoft Windows, табличный процессор Microsoft Excel, система создания презентаций Microsoft Power Point, раздаточный материал для каждого учащегося, демонстрационный проектор, подключенный к компьютеру для объяснения нового материала с помощью презентации.
План проведения
1 занятие:
1 |
Организационная часть |
5 мин |
2 |
Повторение пройденного материала «Интерактивная презентация — Диаграммы в Excel» |
10 мин |
3 |
Объяснение нового материала |
10 мин |
4 |
Самостоятельная работа уч-ся с практическим заданием |
45 мин |
5 |
Закрепление (выполнение самостоятельного задания) |
15 мин |
6 |
Выводы |
5 мин |
2 занятие:
1 |
Организационная часть |
5 мин |
2 |
Повторение пройденного материала «Создание презентаций в Power Point» «Взаимодействие программ в Windows. Буфер обмена» |
10 мин |
3 |
Объяснение нового материала |
10 мин |
4 |
Самостоятельная работа уч-ся с практическим заданием |
45 мин |
5 |
Закрепление (выполнение самостоятельного задания) |
15 мин |
6 |
Выводы |
5 мин |
ХОД ЗАНЯТИЯ
(на 2 урока)
СОДЕРЖАНИЕ |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ |
1. Организационная часть (внешний вид, отметить отсутствующих) |
Проводится с целью проверки готовности студентов к занятию, мобилизации внимания |
2. Введение. План урока. Мотивация |
Нацеливает студентов на изучение нового материала, дает занятию определенное направление. |
3. Повторение пройденного материала по темам: «Табличный процессор Excel, построение диаграмм.», «Система создания презентаций Power Point» |
Со студентами повторяются основные приемы построения диаграмм в Excel, а также принципы создания презентации в Microsoft Power Point c помощью подготовленных интерактивных презентаций показываемых на демонстрационном телевизоре |
4. Объяснение нового материала |
Преподаватель объясняет студентам важность обработки медицинской статистической информации с помощью табличного процессора Excel и визуализации полученных результатов в виде презентации – отчета. На демонстрационном телевизоре показываются:
|
5. Самостоятельная практическая работа |
Перед каждым студентом находится методичка с описанием работы. Каждый студент сидит за своим компьютером и работает с заданием согласно инструкции и помощи преподавателя. С целью:
|
5. Выполнение индивидуального задания |
С целью закрепления материала. В процессе выполнения задания студенты применяют знания и умения по теме. |
6. Проверка задания преподавателем, закрепление основных моментов урока. |
С целью закрепления нового материала |
7. Выводы |
Преподаватель подводит итог занятия. |
После данного занятия студент должен:
Знать:
— принципы создания диаграмм в Microsoft Excel
— типы диаграмм и целесообразность использования нужного типа
— принципы создания презентаций в Power Point
— алгоритм переноса информации между приложениями
Уметь:
— запускать программы
— вводить данные в электронную таблицу
— строить по данным таблицы диаграммы
— переносить диаграммы в систему презентаций
— создавать презентацию
— выделять наиболее важную информацию из предложенного текста с статистической информацией
Ход выполнения работы:
Первый этап
Выделение в предложенном тексте закономерностей и важных участков текста с цифровыми данными. Создание в Microsoft Excel таблиц и построение диаграмм
-
Прочитайте предложенный текст с медицинской статистической информацией «Заболеваемость гепатитом А в Московской области»
СОСТОЯНИЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВИРУСНЫМ ГЕПАТИТОМ А НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ в 2002 — 2003 гг. Проблема вирусных гепатитов остается наиболее значимой, прежде всего из-за негативного влияния на здоровье человеческой популяции, а также огромного экономического ущерба, наносимого этими инфекциями, сравнимого лишь с ущербом от гриппа и ОРВИ. В 2002 г. в Московской области регистрировали вирусные гепатиты А, В, С, гепатиты сочетанной этиологии двойного (А+В, А+С, В+С) и тройного сочетания (А+В+С, A+B+D), а также неустановленной этиологии, удельный вес которых имел тенденцию к росту. В структуре острых вирусных гепатитов, как и в 2001 г., наибольший удельный вес имел вирусный гепатит А (ГА) (57,4%). После очередного периодического подъема (с 1999 по 2001 г.) отмечено значительное снижение показателей заболеваемости ГА с 95,8 (2001 г.) до 52,9 на 100 тыс. населения (2002 г.). Однако в г.г. Железнодорожный (116,2), Звенигород (131,0), а также в Красногорском (104,6) Волоколамском (100,8) Люберецком (95,8), Чеховском (91,9) районах эти показатели превышали среднеобластные в 1,7-2,5 раза. Следует отметить, что заболеваемость детей в 2,4 раза превысила заболеваемость взрослого населения (108,3 против 44,2 на 100 тыс. детей и взрослых). Наряду с высокими показателями ГА у детей 7-10 лет (113,3 на 100 тыс. человек этого возраста), 11-14 лет (141,9), отмечена высокая заболеваемость подростков 15-19 лет (115,4) и молодежи 10-29 лет (88,4). У лиц этого возраста наиболее часто встречали случаи сочетанных форм инфекции что свидетельствовало об их асоциальном поведении, употреблении наркотических препаратов, беспорядочных половых связях и несоблюдении правил гигиены. По эпидемиологическим показаниям с целью предупреждения вспышечной заболеваемости гепатитом А на территории области в 2002 г. успешно применяли вакцинацию против этой инфекции. Дважды было привито 1479 человек, из них 1173 детей, дополнительно однократно вакцинировано 5451 человек.
В 2003 г. (8 мес.) произошло снижение уровня заболеваемости ВГА в 1,6 раза, и показатель составил 16,5 против 27,2 за аналогичный период прошлого года. Однако на некоторых территориях заболеваемость ГА была высокой. Прежде всего это касается Егорьевского (118,7), Шатурского (98,6), Озерского (81,8), Орехово-Зуевского (67,3), Красногорского (60,2) районов.
-
Выделите наиболее важные моменты в статье.
-
Запустите Microsoft Excel
«ПУСК»-ПРОГРАММЫ-Microsoft Excel
-
Создайте таблицу
-
По данным таблицы построим диаграмму
-
Для этого необходимо выделить диапазон ячеек А2:B7
-
Нажимаем на кнопку мастера построения диаграмм
-
На 1-шаге мастера диаграмм необходимо выбрать тип диаграммы. Для наших данных наиболее подходит тип- «Гистограмма»
-
После выбора нажмите на кнопку «Далее»
-
На 2-м шаге мастера построения диаграмм нам необходимо выбрать как мы будем выбирать данные для диаграммы в рядах или в строках, по умолчанию установлено ряды в строках, переключим на ряды в столбцах.
-
Данные в легенде у нас уже написаны, поэтому можно нажать на кнопку «Далее» и перейти на следующий 3-й шаг.
-
На этом шаге мы указываем «Название диаграммы», подписываем название оси Х и оси Y
-
Переходим на вкладку «Подписи данных»
Здесь нам необходимо отметить пункт «значения» для того чтобы подписать числовые значения над столбцами в нашей диаграмме
-
Нажимаем кнопку «Далее» и переходим к 4-му заключительному шагу мастера диаграмм
-
Здесь оставляем выбор по умолчанию, нажимаем на кнопку «Готово» и размещаем нашу диаграмму в текшем листе.
-
Нажмем правой кнопкой мыши в области нашей диаграммы и в появившемся меню изменим тип диаграммы и оформление диаграммы
-
У Вас должна получиться вот такая диаграмма:
Самостоятельно:
Аналогично создаем таблицы по оставшимся данным и строим диаграммы, подбирая более информативные типы диаграмм для каждой таблицы.
Второй этап
Создание отчета с помощью системы
создания презентаций Power Point
Для подготовки отчета, мы будем использовать систему создания презентаций, входящую в состав пакета Microsoft Office – Power Point
-
Запускаем Power Point
ПУСК — ПРОГРАММЫ — Power Point
-
У вас будет автоматически создан 1-й слайд. Щелкните мышкой в области «Заголовок слайда» и введите название презентации – «Заболеваемость гепатитом А в Московской области в 1999-2003 годах». Подзаголовок слайда необходимо убрать. Для этого нажмите курсором мыши на границе надписи и после этого нажмите клавишу «DEL», блок будет удален. Текстовый блок с заглавием можно переносить и увеличивать, так же как и в изученном вами ранее текстовом редакторе Word.
-
Измените начертание и цвет букв заголовка с помощью панели форматирования Power Point
Эта панель отличается от панели форматирования Word и Excel добавлением функций начертания текста с тенью , а так же ступенчатого изменения размера выделенного шрифта
-
Для создания второго слайда воспользуемся меню «Вставка» — «Создать слайд»
-
На втором слайде опишем важность данной темы в медицинском и общечеловеческом аспекте
-
Самостоятельно добавьте необходимое количество слайдов и разместите на них текстовую информацию по исследуемой тематике.
-
Создайте новый слайд. Запустите Microsoft Excel (Power Point не закрываем, а лишь свертываем), откройте заранее подготовленный вами файл с таблицами и построенными по ним диаграммами.
-
Выделим первую диаграмму. Для этого подведем курсор мышки в поле нужной диаграммы и нажимаем один раз левую клавишу. В уголках диаграммы должны появиться черные квадратики – маркеры.
-
Скопируем диаграмму с помощью «Буфера обмена» в Windows. (На панели инструментов «Стандартная» присутствует три кнопки управления функциями буфера обмена: «Копировать»
, «Вырезать»
, «Вставить»)
нажмем на кнопку «Копировать»
-
Перейдем с помощью «Панели задач» в Power Point
-
Вставим нашу диаграмму из буфера обмена на слайд, для этого нажмем в панели инструментов «Стандартная» кнопку «Вставить»
-
Диаграмма вставилась на слайд, теперь изменим размер диаграммы используя маркеры в углах области диаграммы.
-
Самостоятельно создайте необходимое количество слайдов и вставьте на них диаграммы из Excel, между слайдами с диаграммами вставляйте текстовые блоки с поясняющей диаграммы информацией.
-
Добавим нашим созданным слайдам оформление, для этого выберем пункт меню «Формат» — «Оформление слайда…»
В правой части окна Power Point появится окно со стилями оформления слайдов. Выберем тип оформления и применим его для всех слайдов нашей презентации. Для этого просто необходимо щелкнуть мышкой по нужному значку с оформлением.
-
Сохраните готовую презентацию на диск
С:Мои документы с именем гепатит
ВЫВОДЫ:
Формирование компьютерной грамотности у студентов предполагает свободное владение основными программными средствами. Любая работа в том числе и медицинская, имеет огромное количество цифровой информации, которую необходимо интерпретировать, оценить и переложить на доступный язык. В этой работе нам поможет офисный пакет программ, ставший стандартом де факто — Microsoft Office. С помощью табличного редактора Microsoft Excel – достаточно легко создавать таблицы и строить по ним диаграммы. Ни одна современная выставка, конференция, заседание не обходится без средств мультимедиа, такие возможности по воспроизведению графики, звука, видео предоставляет нам система создания презентаций Power Point. С помощью этой системы можно готовить красивые, информативные и эффективные презентации, воспринимаемые людьми гораздо лучше нежели сухой текст. Наша основная цель овладеть основными офисными программными средствами и гибко их использовать для эффективного решения своих рабочих задач.
ПРИЛОЖЕНИЯ
-
Интерактивная презентация «Построение диаграмм в Excel»
-
Презентация «Визуализация медицинской статистической информации средствами Microsoft Excel»
-
Комплект плакатов по теме «Диаграммы»
-
Комплект плакатов «Визуализация статистической информации»
-
Информационный буклет к занятию
ММА УЧ(Практический) 9.2.1
Использование электронной таблицы Excel для проведения расчетов по медицинской статистике
Расчет чувствительности и специфичности
Одной из типичных задач медицинской статистики является расчет чувствительности и специфичности. Пусть есть некоторый диагностический метод, для которого можно выяснить, насколько он точен, то есть кроме диагностического метода есть объективный метод, который дает точную диагностику.
ВНИМАНИЕ! Далее — текст и анимированная картинка 150К
Резонов, по которым при наличии точного диагностического метода может быть целесообразно использование методов приближенной диагностики, может быть много, однако их подробное изложение находится вне рамок данного материала.
Тогда по соотношению проверяемого метода диагностики и истинного значения возможны 4 разных исхода:
1) ИП — истинно положительный диагноз;
2) ЛП – ложно положительный диагноз (предположено наличие там, где его нет);
3) ИО – истинно отрицательный диагноз;
4) ЛО – ложно отрицательный диагноз (не выявлено диагностируемое состояние, хотя оно было).
Путь в результате статистического исследования были получены количества N этих четырех исходов. Тогда можно рассчитать следующие количества и частоты:
N(ИП)+N(ЛП)+N(ИО)+N(ЛО) – общее количество обследованных;
N(ИО)+N(ЛО) – общее количество диагностических ошибок;
(N(ИП)+N(ИО)) / (N(ИП)+N(ЛП)+N(ИО)+N(ЛО)) – доля правильных диагнозов;
(N(ЛП)+N(ЛО)) / (N(ИП)+N(ЛП)+N(ИО)+N(ЛО)) – доля неправильных диагнозов;
(N(ИП)+N(ЛО)) / (N(ИП)+N(ЛП)+N(ИО)+N(ЛО)) – доля больных;
(N(ЛП)+N(ИО)) / (N(ИП)+N(ЛП)+N(ИО)+N(ЛО)) – доля положительных диагнозов.
При анализе ущерба диагностических ошибок обычно нужно отдельно анализировать ложноположительные и ложноотрицательные диагнозы, так как они могут приводить к разному ущербу. Поэтому отдельно рассчитывается
N(ИП) / (N(ИП)+N(ЛО)) – чувствительность, или доля больных, для которых был правильно поставлен диагноз наличия болезни;
N(ИO) / (N(ИО)+N(ЛП)) – специфичность, или доля здоровых, для которых было правильно диагностировано отсутствие болезни.
Чувствительность и специфичность – стандартные показатели качества диагностикума, но они отражают видение картины «со стороны врача» — насколько хорошо «вылавливаются» больные или отсеиваются здоровые. Для пациента более показательны следующие частоты:
N(ИП) / (N(ИП)+N(ЛП)) – вероятность заболевания при положительном диагнозе;
N(ЛО) / (N(ЛО)+N(ИО)) – вероятность заболевания при отрицательном диагнозе.
Отношение двух последних частот имеет смысл относительного риска, если в качестве группы риска рассматривать лиц с положительным диагнозом.
После расчета желательно провести содержательный анализ. Величина относительного риска более 350 говорит о хорошей разрешающей способности диагностикума, а близкие значения чувствительности и специфичности внушают ложные впечатления о том, что он сбалансирован по долям ложноположительных и ложноотрицательных выводов. Однако, если перейти к оценке рисков «с точки зрения пациента», то видно, что у всех лиц с положительным диагнозом лишь около 1/3 больны, а около 2/3 – нет.
Такие соотношения и большое количество ложноположительных выводов характерны и допустимы для так называемых диагностических тестов, в которых решающее правило подбирается так, чтобы не пропустить случаи заболевания, пусть даже за счет увеличения числа ложных срабатываний.
Такие диагностикумы дают предварительный вывод, их задача – «выловить» всех больных, с тем, чтобы при последующих исследованиях отличить их от здоровых.
Оглавление оглавлений тама: http://uborshizzza.livejournal.com/27489.html
Оглавление верхнего раздела тама: http://uborshizzza.livejournal.com/57249.html
Оглавление нижнего раздела тама: http://uborshizzza.livejournal.com/67036.html
МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГБОУ
ВПО Волгоградский государственный
медицинский университет
Кафедра
общественного здоровья и здравоохранения
с курсом общественного здоровья и
здравоохранения ФУВ
В.И.
Сабанов
А.Н.
Голубев
Л.Н.
Грибина
Е.Р.
Комина
Ситуационные
задачи
по
медицинской статистике
с
примерами решений
в
программе Microsoft
Excel
Учебно-методическое
пособие к практическим занятиям
по
дисциплине «Медицинская информатика»
для студентов лечебного, педиатрического,
медико-профилактического и стоматологического
факультетов
(ред.5)
ФАЙЛ:
Волгоград
2012
МИНИСТЕРСТВО
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГБОУ
ВПО ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
общественного здоровья и здравоохранения
с курсом общественного здоровья и
здравоохранения ФУВ
В.И.
Сабанов, А.Н. Голубев, Л.Н. Грибина, Е.Р.
Комина
Ситуационные
задачи
по
медицинской статистике
с
примерами решений
в
программе Microsoft
Excel
Учебно-методическое
пособие к практическим занятиям
по
дисциплине «Медицинская информатика»
Для
специальностей: 060101 Лечебное дело,
060103 Педиатрия, 060105 Медико-профилактическое
дело, 060201 Стоматология.
Волгоград
Издательство
ВолгГМУ
2012
УДК
_________
ББК
_________
УМО
—
Сабанов
В.И., Голубев А.Н., Грибина Л.Н., Комина
Е.Р.
Ситуационные
задачи по медицинской статистике с
примерами решений в программе Microsoft
Excel
. Учебно-методическое пособие к
практическим занятиям по дисциплине
«Медицинская информатика» для студентов
лечебного, педиатрического,
медико-профилактического и стоматологического
факультетов. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ,
2012. – 130с.: ил.
Учебно-методическое
пособие к практическим занятиям
подготовлено на кафедре общественного
здоровья и здравоохранения с курсом
общественного здоровья и здравоохранения
ФУВ Волгоградского государственного
медицинского университета. Издание
имеет целью оптимизацию изучения
студентами важнейшего раздела дисциплины
«Медицинская информатика» — «Медицинская
статистика». В нем приведены примеры
типовых ситуационных задач, встречающихся
в медицинских исследованиях, их решения,
а также задания для самостоятельной
работы. Пособие предназначено для
студентов медицинских вузов следующих
специальностей: 060101 Лечебное дело,
060103 Педиатрия, 060105 Медико-профилактическое
дело, 060201 Стоматология.
Рецензенты:
Печатается
по решению Центрального методического
совета
Волгоградского
государственного медицинского
университета
ISBN
©
В.И. Сабанов, А.Н. Голубев, Л.Н. Грибина,
Е.Р. Комина, 2012
©
Волгоградский государственный медицинский
университет, 2012
Содержание
Введение 4
I.
Организация и этапы статистического
исследования 5
II.
Статистические таблицы 10
III.
Относительные величины, динамические
ряды 15
IV.
Вариационные ряды, средние величины,
вариабельность признака 27
V.
Проверка статистических гипотез,
критерий Стьюдента 44
VI.
Проверка статистических гипотез,
критерий Хи-квадрат 54
VII.
Метод стандартизации 60
VIII.
Дисперсионный анализ 66
IX.
Метод корреляции 75
X.
Метод регрессии 86
Контрольные
вопросы 90
Тестовые
задания 92
Список
сокращений 135
Рекомендуемая
литература 136
Введение
В
современных условиях медицинские
работники постоянно встречаются с
множеством статистических данных. В
основе решения вопроса об эффективности
применения нового способа лечения или
профилактики заболеваний лежит
статистическая обработка данных и
проверка статистических гипотез. Для
понимания сущности изучаемых явлений
врачу необходимо ориентироваться в
фундаментальных понятиях и методах
статистики, знать терминологию, уметь
правильно оценивать статистические
критерии и показатели.
Развитие
средств вычислительной техники и
внедрение информационных систем в
здравоохранение значительно расширили
возможности статистической обработки
материалов научно-практических работ.
Большинство врачей получили возможность
применять удобные программные средства
не только для автоматизации своей
основной деятельности, но и для
статистической обработки данных.
Владение методологией применения
способов статистического анализа с
помощью компьютера является основой
для получения обоснованных выводов
медико-биологических исследовании.
В
настоящем пособии рассматриваются
примеры решения типовых задач,
встречающихся в различных сферах системы
здравоохранения. Оно рассчитано на
студентов и практических врачей,
изучающих медицинскую статистику и
осваивающих методы статистической
обработки данных с применением
компьютерной техники. Пособие может
использоваться для проведения занятий
со студентами медицинских вузов в
рамках учебной программы «Медицинская
информатика».
-
Организация и этапы статистического исследования
В
любом медико-биологическом и
социально-гигиеническом исследовании
ведущая роль отводится проведению
статистического наблюдения. Его
организация определяет особенности
последующей обработки полученных
данных, выбор методов статистики и
обоснованность выводов. В связи с этим
методика проведения статистического
наблюдения является одним из важнейших
разделов статистики.
СТАТИСТИКА
— это общественная наука, которая изучает
количественную сторону массовых
общественных явлений в неразрывной
связи с их качественной стороной.
САНИТАРНАЯ
(МЕДИЦИНСКАЯ) СТАТИСТИКА
— это раздел статистики, изучающий
состояние здоровья населения (показатели
общественного здоровья) и деятельность
лечебно-профилактических учреждений
(ЛПУ), то есть состоит из статистики
здоровья и статистики здравоохранения.
Предметами
изучения
медицинской статистики являются:
здоровье населения в целом и отдельных
возрастно-половых групп; выявление и
установление зависимостей между уровнем
здоровья и факторами окружающей среды;
данные о сети, деятельности, кадрах
учреждений здравоохранения; оценка
статистической достоверности результатов
медико-биологических, клинических и
экспериментальных исследований.
Целью
исследования
в медицине и здравоохранении является
выявление закономерностей изучаемого
явления на основе проверки статистических
гипотез, сформулированных в начале
исследования. В зависимости от цели
конкретизируются частные задачи и
составляются план проведения всей
работы, а также детальные программы
сбора, разработки и статистического
анализа собранного материала.
Статистическое
исследование начинается с определения
объекта наблюдения, единицы наблюдения
и учетных признаков.
Объектом
статистического наблюдения
является статистическая совокупность,
состоящая из единиц, о которых должны
быть собраны статистические сведения,
взятая в определенных границах
пространства и времени. Например, при
сборе данных о заболеваемости объектом
наблюдения является совокупность всех
заболеваний или всех больных среди
населения на данной территории за
определенный период времени.
Единица
статистического наблюдения
– это составная часть объекта наблюдения,
подлежащая изучению и регистрации в
соответствии с программой исследования.
Например, отдельный случай заболевания
или больное лицо, входящее в состав
объекта наблюдения.
Каждая
единица наблюдения характеризуется
рядом признаков, величины которых
исследователь регистрирует в процессе
сбора статистического материала. Такие
признаки принято называть учетными.
Учетные
признаки
— это
медико-биологические характеристики,
регистрируемые у единицы наблюдения в
соответствии с целями и задачами
исследования. Такими признаками могут
быть: пол, возраст, место жительства,
диагноз, дата заболевания, длительность
болезни, ее исход и т.д.
В
медицинской статистике используются
следующие ВИДЫ
УЧЕТНЫХ ПРИЗНАКОВ:
— сходства,
по которым единицы наблюдения объединяются
в статистическую совокупность;
—
различия,
которые отличают единицы наблюдения
между собой;
—
факторные,
которые влияют на изучаемое явление;
— результативные,
которые изменяются под влиянием факторных
признаков.
В
зависимости от способа регистрации
встречаются следующие ТИПЫ
учетных
признаков:
— качественные
(атрибутивные), которые могут быть
выражены словесно, описательно;
— количественные,
фиксирующие числовые значения признака.
Важнейшим
понятием медицинской статистики является
«Статистическая совокупность».
СТАТИСТИЧЕСКАЯ
СОВОКУПНОСТЬ
— это группа, состоящая из большого числа
относительно однородных элементов
(единиц наблюдения), взятых вместе в
известных границах времени и пространства.
Необходимо различать два основных вида
статистических совокупностей —
генеральную и выборочную.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ
СОВОКУПНОСТЬ
состоит из всех возможных единиц
наблюдения, которые могут быть к ней
отнесены в соответствии с целью
исследования. Генеральная совокупность
в медико-биологических исследованиях
используется редко. Большинство
исследований выполняется с использованием
выборочной совокупности.
ВЫБОРОЧНАЯ
СОВОКУПНОСТЬ
– это часть генеральной совокупности,
отобранная специальным методом и
предназначенная для характеристики
генеральной совокупности.
Указанные
совокупности могут быть сформированы
двумя основными методами. МЕТОДАМИ
СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
являются:
— сплошное
исследование,
при котором изучаются все доступные
единицы наблюдения генеральной
совокупности;
— выборочное,
при котором изучается определенная
часть единиц наблюдения, наиболее полно
характеризующие статистическую
совокупность в целом.
В
зависимости от продолжительности
исследования применяются следующие
ВИДЫ
СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ:
единовременное и текущее.
Единовременное
наблюдение
– это исследование, при котором
статистические данные собираются на
определенный (критический) момент
времени. Например, перепись населения.
Текущее
наблюдение
– это непрерывное, повседневное
исследование, производимое в течение
определенного периода: месяца, полугода,
года. Например, изучение уровня
заболеваемости населения города или
региона.
Перед
проведением исследования требуется
сформулировать рабочую гипотезу и
определить: что является объектом
исследования, какие единицы наблюдения
будут изучаться, какой перечень признаков
(параметров) необходимо учитывать и
какой вид исследования будет выполняться.
Затем исследователь собирает статистический
материал, выполняет его обработку и
формулирует заключение.
Таким
образом, научное исследование состоит
из нескольких этапов:
1
этап
— составление программы и плана
исследования;
2
этап
— статистическое наблюдение;
3
этап
— группировка и разработка статистического
материала;
4
этап —
анализ результатов исследования.
На
1-м этапе
статистического исследования основными
видами работ являются:
—
составление плана исследования;
—
подготовка программы исследования.
Программа
исследования
включает вопросы, что и в каком направлении
изучать, с обозначением объекта и единиц
наблюдения, учетных признаков, методов
сбора (анкеты, бланки, первичные
документы), разработки и анализа материала
(макеты таблиц, выбранные статистические
критерии).
План
исследования
отвечает на вопросы: где, сколько, когда,
кто и как выполняет исследование, и
включает:
—
выбор места проведения исследования;
—
пути формирования объекта наблюдения
(объем выборки, время, способы сбора
материала);
—
определение единицы наблюдения;
—
способы разработки материала;
—
сроки работ по этапам;
—
выбор исполнителей;
—
финансирование исследования;
—
инструкции исполнителям, организационное
и методическое сопровождение.
ПРОГРАММА
СБОРА МАТЕРИАЛА
представляет собой первичный учетный
документ (бланк, карта, анкета), в который
включены учетные признаки, соответствующие
цели исследования и подлежащие
регистрации.
При
составлении учетного документа необходимо
соблюдать следующие правила:
1) документ
должен иметь четкое
заглавие,
в котором сформулирована единица
наблюдения;
2) учетные
признаки должны быть указаны краткими
названиями и соответствовать цели
исследования;
3)
на каждый вопрос исследования следует
предусмотреть варианты ответов в
соответствии с выделенными группами
единиц наблюдения.
Программа
разработки материала предусматривает
определение критериев группировки
единиц наблюдения и составление макетов
статистических таблиц.
На
2-м этапе
проводится сбор статистического
материала.
Статистическим
материалом в каждом данном случае
являются первичные учетные документы,
официально существующие или специально
разработанные (талоны, карты, анкеты и
т.п.). Сбор материала проводят в соответствии
с составленной ранее программой и планом
статистического исследования.
На
3-м этапе
осуществляется обработка собранного
статистического материала. Он включает
следующие последовательно выполняемые
действия: контроль, шифровка, группировка,
сводка в статистические таблицы,
вычисление статистических показателей
и их графическое изображение.
КОНТРОЛЬ
— это проверка собранного материала с
целью отбора учетных документов, имеющих
дефекты, для их последующего исправления,
дополнения или исключения из исследования.
ШИФРОВКА
— это применение условных обозначений
выделяемых признаков. При ручной
обработке материала шифры могут быть
цифровые, буквенные, знаковые; при
машинной — только цифровые.
ГРУППИРОВКА
— это распределение собранного материала
на однородные группы по характеру или
величине признаков.
ВИДЫ
группировок:
—
типологическая
— это группировка атрибутивных
(качественных) признаков. (Например:
пол, профессия)
—
вариационная
— это группировка признаков, имеющих
числовое выражение. (Например: возраст,
стаж).
СВОДКА
ДАННЫХ УЧЕТА
— занесение полученных после подсчета
цифровых данных в таблицы.
Для
дальнейшего анализа материала необходимо
произвести РАСЧЕТЫ
СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
и средних величин в соответствии с
программой исследования и выполнить
ГРАФИЧЕСКОЕ
ИЗОБРАЖЕНИЕ.
На
4-м этапе
выполняется обобщение и анализ полученных
данных. Он включает:
—
интерпретацию полученных различных
статистических величин и графических
изображений на основе сопоставления с
нормативами, со средними уровнями
аналогичных величин, со стандартами, с
данными по другим учреждениям и
территориям, литературными данными, в
динамике;
—
обобщение результатов исследования;
—
литературное оформление работы;
—
выявление закономерностей;
—
выводы;
—
предложения для внедрения в практику;
—
прогноз, рекомендации.
Пример
создания учетного электронного документа
«Протокол работы студента» для изучения
медицинской статистики.
Задача:
необходимо создать электронный документ,
который должен содержать результаты
освоения студентом средств и методов
статистического исследования и обработки
данных в программе Microsoft
Excel.
Документ должен быть защищен паролем
и сохранен в папке локальной сети кафедры
для совместного доступа к нему
преподавателя и студентов.
Решение:
запустите программу Excel,
внесите на
листе1
заголовок и название документа, ФИО
студента(ов), которые будут работать с
ним, срок обучения, цели и основные
задачи. Пример заполнения файла этими
данными показан на рисунке 1.
Рис.
1. Пример заполнения электронного
документа протокола работы студента.
Установите
защиту
на открытие файла с назначением пароля,
для этого выполните нажатие кнопки
«Office»
и в основном меню программы выберите
раздел «Подготовить» — > «Зашифровать
документ», введите свой пароль. Внимание!
Запишите пароль в рабочей тетради,
если он будет потерян, преподаватель
не сможет оценить работу студента.
Сохраните файл в сетевой папке своей
учебной группы под именем «Статистика‑Фамилии
студентов»,
покажите результат работы преподавателю.